Можно включить в наше определение туризма и людей, которые принимают участие в
различных съездах, конференциях или других видах деловой и профессиональной
деятельности, ездят в обучающие туры или занимаются исследованиями.
Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают турпаке-ты в разные страны. Они
организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.
Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и
взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных
органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.
Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к
туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских
агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату
машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам
бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие
сферы обслуживания и др.
Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных
туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в
республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что
железная дорога - это основной путь в Россию из этих государств.
Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г.
Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом
континенте «Америкэн Экспресс» выполняла экскурсии по Миссисипи.
Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц
и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге.